Все товары, которые производятся на территории государств-участниц Евразийского соглашения, предположительно с 2017 года будут маркироваться надписью «Сделано в ЕАЭС». До этого момента Евразийский комитет будет отбирать необходимые критерии, которым будет соответствовать «евразийская продукция».

Директор департамента промышленной политики Евразийского экономического комитета Николай Кушнарев, приступивший к новой должности в августе текущего года, считает, что новая маркировка будет означать новый этап интеграционного сотрудничества. Это больше, чем «сделано в России» или «сделано в Беларусии».

Перед ЕЭК теперь стоит задача «подсчитать» все технологические операции, которые будут необходимы для совместного производства «евразийского товара». Таким образом, у предприятий появится возможность получения преференции, то есть льготных условий и преимуществ при государственных закупках. Подобные меры поддержки государства будут мощным стимулом для соединения многих предприятий, страны которых заключили евразийское соглашение.

В России тем временем уже введены критерии для получения льгот, как говорит Кушнарев. Промышленные товары российского товара имеют приоритет при государственных закупках, при этом госзакупки зарубежной продукции ограничены. Речь идет о медицинских изделиях и лекарствах, машиностроительной отрасли и программном обеспечении. И не смотря на то, что в документе говорится о российском товаре, можно и нужно использовать товары из ЕЭАС, например, двигатели из Белоруссии, которые вполне можно засчитывать русскими.

Вводимое новое понятие «евразийский товар» позволит решить ряд задач и проблем, к таковым относится – выход на общий рынок промышленных товаров, поддержка промышленности в странах-членах Евразийского союза, а также стимулирование спроса на те товары, что будут промаркированы надписью «сделано в ЕАЭС».

Страны-участницы ЕАЭС конкурируют между собой во многих отраслях, но конкуренцию нельзя назвать равной. Особенно она затрагивает рынок строительных материалов, металлургическую и машиностроительную отрасль, железнодорожную технику и некоторые другие. И первоочередная проблема отнюдь не в конкуренции, а в разном подходе государств к необходимости поддержки своих предприятий. Таким образом, они не равны друг к другу. Одна из важнейших задач Евразийского экономического комитета в том, чтобы разработать односторонние условия поддержки, а именно субсидирования предприятий, преодолевая дискриминацию, которая в свою очередь препятствуют налаживанию здоровой конкуренции.

Решить назревшую проблему можно двумя способами – мягким и более жестким. Первый из них предполагает самостоятельное принятие решений государствами относительно субсидированию какой-либо отрасли, но при возможности добровольного согласования своих решений с ЕЭК. Второй путь означает лишение государствами права решения в данной области, и полную передачу прав на предоставлении субсидий Евразийскому экономическому комитету. Речь идет о наднациональном уровне, который можно считать более прогрессивным. В данном случае создается единая информационная сеть обо всех предприятиях, работающих на территории Евразийского союза, к которым, соответственно, применяются меры финансовой поддержки.