Эксклюзивное право на проверку товаров, перевозящихся в грузовиках, будет в скором времени предоставлено сотрудникам Федеральной таможенной службы.

В зону риску входят именно те фуры, которые следуют от границы с товаром, на текущий момент еще нерастаможенным. При этом производить досмотр можно будет не только в зоне пограничного контроля, но и на всей территории регионов. Всего в список входит 23 региона, среди них Ингушетия, Чечня, Дагестан, Тверская область и другие. Безусловно, инициатива не нашла поддержки грузоперевозчиков, критика которых вполне оправдана, поскольку такие нововведения приведут и к неудобствам для предпринимателей, и к появлению новых коррупционных схем.

Согласно измененному пункту 2.1.1 ПДД сотрудники таможенных органов имеют право требовать документы, подтверждающие законность перевозки грузов в транспортном средстве. Водители при этом не должны препятствовать досмотру грузовика на специально обозначенных территориях, которые описаны в измененном законе «О таможенном регулировании». Из документа следует, что таможенники без инспекторов ГИБДД могут останавливать грузовые транспортные средства, масса которых превышает 3,5 тонны, причем вне  таможенных зон. Однако проверка вне зон таможенного контроля по закону не должна превышать два часа.

По мнению экспертов, нововведения направлены на увеличение дохода бюджета страны за счет конфискованных товаров и начисляемых штрафов, но внеплановые проверки на дороге приводят к существенным неудобствам транспортным компаниям и грузоотправителям. Предпринимателям придется оплачивать погрузочно-разгрузочные работы, как минимум, а то и склад временного хранения, если речь идет о досмотре фуры с большим ассортиментом перевозимого груза. То есть речь идет о дополнительных, незапланированных тратах.

Заинтересованные стороны отмечают, что таможенная служба возвращается вновь к субъективному подходу, хотя при этом активно внедряет автоматизацию всех процессов.